Супрематизм Печать
Автор: Administrator   
29.11.2010 10:01

Супрематизм (от лат. supreme - высший) - направление беспредметного искусства, впервые возникло в Москве в 1913, и первые работы были на живописной выставке в Петрограде, вызвав негодование среди "маститых тогда газет" и критики, а также среди профессиональных людей - мастеров живописи. Такое название было дано неслучайно. Последователи этого движения считали, что искусство, не опирающееся на окружающую реальность, а включающее лишь изображение геометрических предметов является наивысшей формой искусства. Отсюда и название.

Впервые супрематические работы были показаны Малевичем на выставке "0.10" в 1915 году. Картина "Черный квадрат" сыграла роль манифеста нового направления. В конце 1910-х - 1920-х годах Малевич обосновал значение супрематизма как универсальной художественной и жизнестроительной системы в многочисленных теоретических сочинениях. В 1916-1917 годах Малевичем и его последователями было организовано художественное общество “Супремус”, ставившее перед собой цель распространения идей супрематизма. Это художественное общество, организованное К.С.Малевичем и его последователями, художниками-супрематистами, возникло в 1916-1917 годах и подготовило к печати одноименный номер журнала, который так и не вышел.

О.В.Розанова, бывшая секретарем редакции журнала, писала художнику М.В.Матюшину по поводу планируемого издания журнала “Супремус”, что журнал будет “по характеру строго партийный. Программа его: супрематизм (живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, нового театра и т.д.)” Кроме художников О.В.Розановой, Н.А.Удальцовой, И.В.Клюна, и др., в общество входили поэт-футурист А.Е.Крученых, лингвист Р.О.Якобсон.

Общественная и исследовательская деятельность 

После Октябрьской революции Малевич продолжил обширную деятельность - вместе с Татлиным и другими левыми художниками он занимал ряд постов в официальных органах Народного комиссариата просвещения. Особую его заботу вызывало развитие музейного дела в России; он активно участвовал в музейном строительстве, разрабатывая концепции музеев нового типа, где должны были быть представлены и работы авангардистов. Такие центры под названием "музей живописной культуры", "музей художественной культуры" были открыты в обеих столицах и некоторых провинциальных городах.

Осенью 1918 года началась педагогическая работа Малевича, впоследствии сыгравшая весьма важную роль в его теоретической работе. Он числился мастером в одном из классов петроградских Свободных мастерских, а в конце 1918 года переехал в Москву. В московских Свободных государственных мастерских живописец-реформатор пригласил к себе обучаться "металлистов и текстильщиков" - родоначальник супрематизма начинал осознавать выдающиеся стилеобразующие возможности своего детища.

В июле 1919 года Малевич написал свой первый большой теоретический труд О новых системах в искусстве. Желание издать его и нарастающие житейские трудности - жена художника ждала ребенка, семья жила под Москвой в холодном нетопленом доме -заставили его принять приглашение переехать в провинцию. В губернском городе Витебске с начала 1919 года работало Народное художественное училище, организованное и руководимое Марком Шагалом (1887 - 1985). Преподаватель витебской школы, архитектор и график Лазарь Лисицкий (1890 - 1941), будущий знаменитый дизайнер, во время командировки в Москву убедил Малевича в необходимости и пользе переезда. Шагал полностью поддержал инициативу Лисицкого и выделил новоприбывшему профессору мастерскую в училище.

Обновлено 04.12.2010 15:22