Новости культуры


Пьер Огюст Ренуар
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)

Родился Пьер Огюст Ренуар 25 февраля 1841 года в маленьком городе Лиможе. Пьер стал шестым чадом в семье, его папой был портной Леонар Ренуар, а мамой - Маргарит Мерле. Будучи ещё ребёнком, Пьер и вся семья переезжает в Париж. Огюст с юношества обожал живопись, потому родители определили его подмастерьем к художнику по росписи фарфора, в каком месте грядущий живописец изображал на белоснежном фоне мелкие букетики. Вместо обеда Пьер бежал в Лувр, и делал копии картин великих художников мира. Чтоб получить незначительно средств Ренуар берется из-за роспись вееров, гардин и  шифанеров.. 

В 1860 году Ренуара берут на работу в Лувр на должность копииста. Через год он записывается в мастерскую Шарля Глейра, который был известным швейцарским живописцем. Здесь Ренуар готовится к конкурсному экзамену для поступления в императорскую Школу изящных искусств, который успешно проходит через два года. Надо сказать, что в этот период Ренуар достаточно много путешествует по Франции. В феврале 1881 года он едет в Алжир, подражая своему кумиру Делакруа. Со своей натурщицей и будущей женой Алиной Шариго, Ренуар путешествует по Италии.

 


В 1885 году у Ренуара рожается первый сын, это время соответствует периоду творческой зрелости художника. На протяжении всей своей жизни Ренуар продолжает оттачивать свою технику живописи. С 1885 года художник постоянно выезжает в Эссуа - деревушку, где родилась его жена, а вскоре покупает здесь собственный дом.

В конце века признание приходит к Ренуару и в 1892 году Школа изящных искусств приобретат его картину "Девушки за пианино". В 1900 году Ренуар награждается Орденом Почетного легиона, а еще через несколько лет его работы появляются в Лувре. Врачи рекомендуют Ренуару мягкий климат, поэтому он в 1907 году приобретает дом в Колетт. Последние годы жизни художника были очень омрачены - умирает его любимая жена, два сына тяжело ранены на войне, а его здоровье совсем ухудшается и Ренуар практически прикован к инвалидному кресту. Тем не менее, Пьер Огюст даже в это время не прекращает писать. Смерть пришла к мастеру 2 декабря 1919 года.

В Трудные времена О.Ренуар всегда чувствовал поддержку близких ему людей: своего брата Эдмона, который являлся издателем журнала "Ла ви модерн", и владельца еженедельника Жоржа Шарпантье. В его доме О.Ренуар познакомился с Э.Золя, братьями Гонкур и Ги де Мопассаном. Большой теплотой и глубокой человеческой симпатией пронизаны портреты жены и дочерей Ж. Шарпантье ("Портрет мадам Шарпантье", 1877, Музей Орсэ, Париж).

Портреты О.Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего ("Портрет Клода Моне", 1872, частное собрание; "Портрет Клода Моне за чтением", 1872, Музей Мармоттан, Париж; "Читающая женщина", 1875, Музей Орсэ, Париж; "В мастерской на улице Сен Жорж", 1876, частное собрание).

Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов О.Ренуара ("Девочка с лейкой"; "Портрет мадам Анрио", 1876 - оба в Национальной галерее искусств, Вашингтон; "Обнаженная", 1876, ГМИИ, Москва; "На террасе", 1881, Художественный институт, Чикаго; "Молодая женщина", 1900, частное собрание). Погрудный портрет актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита, искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого платья изысканно сочетается с рыжевато-каштановым цветом волос, внимательно, с чуть заметной лукавинкой смотрят на зрителя сияющие темно-синие глаза молодой женщины.

 

Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, О.Ренуар воплотил ее в восхитительных, завораживающих своей откровенной чувственностью образах обнаженных моделей. Пленительная красота плавных изгибов тела, шелковистость и прозрачная нежность кожи подчеркнуты тщательно выстроенной композицией и удивительно нежной цветовой гаммой ("Купальщица", 1882, частное собрание; "Большие купальщицы", 1884-1887, Музей искусств, Филадельфия).
В 1882-1883 годах Ренуар пишет три картины с танцующими парами. Назывались картины "Городской танец", "Деревенский танец" и "Танец в Буживаль". Ренуар явно хотел здесь противопоставить два образа жизни: городской и деревенский. На второй картине художнику позирует его жена. Мужской моделью для всех трех картин стал друг Ренуара.

(function(w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter2111668 = new Ya.Metrika(2111668); yaCounter2111668.clickmap(true); yaCounter2111668.trackLinks(true); } catch(e) {} }); })(window, 'yandex_metrika_callbacks');